Загадка рукодельницы (журнал «Formula Рукоделия»)

Загадка рукодельницы (журнал «Formula Рукоделия»)

Загадка рукодельницы - Соломония СабуроваРедко случается так, что жизнь знаменитой рукодельницы становится одной из загадок, так и не разрешенных историками. И тем не менее такая женщина в России есть. Историю Соломонии Сабуровой, царицы-монахини, бывшей жены Василия III, которая основала одну из самых известных в России мастерских церковного шитья, я нашла на страницах журнала «Formula Рукоделия».

Жизнь знаменитой вышивальщицы делится на две половины: первую — светлую, но при этом наполненную предчувствием беды, и вторую — темную, в которой постепенно прорастали ростки душевной ясности и твердости, а затем — святости. Соломония Сабурова родилась в дворянской семье и, по предания, с детства отличалась добрым нравом. В жены Василию III ее выбрали по древнему византийскому обычаю: перед царскими очами предстали полторы тысячи невест со все страны, но именно Соломония покорила сердце венценосного жениха.

Наследник престола или атаман Кудеяр?

Однако шли года, а царица все никак не могла подарить мужу наследника. Чтобы сохранить власть, но не расставаться с женой, царь решился на отчаянный поступок — он бросил в в темницу своих братьев, чтобы те не могли жениться и раньше него родить сыновей. Но когда двое из братьев умерли в заточении, Василий III понял, что ему придется расстаться с женой и отправить ее в монастырь. До этого ни один из русских царей развестись не пытался. Просьба царя о разводе подняла целую бурю негодования. Среди тех, кто выступал против расторжения брака и навлек на себя царскую не милость, были такие знаменитые церковные деятели, как Вассиан Патрикеев и преподобный Максим Грек. Второй брак царя, с Еленой Глинской, дал России, наверное, самую темную и страшную фигуру за всю историю — царя Ивана Грозного.
Развод Василия III вызвал не только гнев его подданных — он тут же породил массу легенд. Согласно приданию, царицу увезли в Суздаль, в Покровский женский монастырь, уже беременной! Будучи монахиней, она якобы разродилась долгожданным наследником, который затем стал… знаменитым разбойником Кудеяром! Выяснить правду пытались не однократно. Сама Соломония якобы сказала, что царские люди недостойны видеть младенца — он должен вырасти и отомстить за обиду матери. Первым лицом, которое живо заинтересовалось этой легендой, стал Иван Грозный — как-никак пропавший младенец оказался бы его старшим и законным наследником трона. Новые свидетельства этой истории неожиданно появились в 1934 году. При реконструкции монастыря, где жила царица (в монашестве она получила имя Софья), археологи нашли тайное захоронение. В нем оказалась тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки. Их можно увидеть и по сей день — рубашка, а также крышка гроба выставлены в экспозиции суздальского музея.
Однако после истории с якобы родившимся младенцем гнев опальной царицы начал утихать. В отличие от других она не пыталась собирать сторонников, готовить заговор и т.д. и в монастыре занялась привычным делом знатных женщин того времени — рукоделием.

Царское рукоделие

Загадка рукодельницы - Рукодельная мастерскаяСобственно, царским шитьем царица занималась и до пострижения в монахини. При большинстве богатых домов в то время были свои рукодельные мастерские — светелки, в самых крупных число вышивальщиц могло доходить до 100 человек. Одна из особенностей в том, что хозяйка мастерской, как правило, шила вместе со всеми. Более того, она определяла свой, индивидуальный стиль, который нередко исчезал вместе с ее кончиной.
Царской шитье — специфический жанр: выбор приемов и материалов подчинен очень строгим канонам. Традиции церковной вышивки пришли на Русь из Византии. Вышивальные мастерские появились при женских монастырях еще в XI в. Первой считается мастерская княжны Янки, сестры Владимира Мономаха, которая, помимо шитья, обучала мастериц грамоте, церковному пению и т.д. Свои мастерские были у цариц и великих княгинь — Софьи Палеолог, Анастасии Романовой и Ирины Годуновой.
Вышитые предметы в церкви играют роль не только украшений — они становятся священными реликвиями. Порой мало чем отличались от настоящих икон, на них изображали сложные многофигурные композиции по всем правилам иконописи.
Одной из самых сложных работ была вышивка рук и лиц, от этого и пошло название «лицевое (личное) шитье». Стежки, похожие на гладь, должны были укладываться так, чтобы воспроизводить анатомию — веки, ноздри, складки на ладони, порой игра с направлением стежков создавала эффект светотени. Лица и руки вышивали тонким шелком, обычно бежевого или песочного оттенков. Таким же швом часто зашивали одежды святых, порой стежками одного цвета заполнялись очень большие участки. Но чаще окружающие предметы и одежду вышивали в другой технике — или разноцветными шелками, или серебряными и золотыми нитями. Поскольку золотые и серебряные нитки стоили не мало, в основном они пришивались швом «в прикреп» — металлическая нить укладывалась рядами на лицевой стороне, а с изнанки ее прихватывали небольшими стежками разноцветного шелка.

Загадка рукодельницы - Царское шитье: шов в раскол, атласный шов по форме, в прикреп по настилу Вселенские святители. Епитрахиль. XVI век. Москва, Балканы. Личное шито очень тонким некрученым шелком телесного цвета «в раскол» и «атласным швом» «по форме». Рисунок передан черным шелком. Доличное шито цветными шелками слабой крутки швами в косой ряд. Зарукавья, кресты на облачениях, Евангелия выделены пряденой золотой нитью «в прикреп», нимбы и омофоры — пряденой золотой и серебряной нитью «в прикреп» по настилу.

Эта техника могла давать очень разнообразные эффекты за счет прикрепляющих стежков, их частоты, направления укладки нитей и т.д. Однако для предметов, которые должны одинаково хорошо выглядеть с обеих сторон, использовался более сложный и дорогостоящий шов — «на проем», аналог современной двусторонней глади. Он был не только более сложным, но и обходился дороже, так как ниток уходило в два раза больше.

Загадка рукодельницы - Царское шитье: шов по настилуОчень распространено шитье «по настилу», когда элементы узора сначала заполнялись небольшими стежками, а поверх них укладывалась нить. Также могли укладываться кусочки более плотного материала или шнурка. В вышивке активно использовались драгоценные камни и особенно жемчуг — им нередко «обводили» контуры фигур, нимбы и т.д., часто жемчужной «сеткой» заполняли пространство внутри нимба.
Вышитые предметы церковного обихода считались роскошным даром не только потому, что на них уходили месяцы и годы работы, но из-за дороговизны самих материалов, которые везлись со всего мира.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>